--> Углепластики, базальтопластики, стеклопластики и другие композиты
 

Углепластики, базальтопластики, стеклопластики и другие композиты

Страницы: 1
RSS
Углепластики, базальтопластики, стеклопластики и другие композиты
 
УГЛЕПЛАСТИКИ, БАЗАЛЬТОПЛАСТИКИ, СТЕКЛОПЛАСТИКИ И ДРУГИЕ КОМПОЗИТЫ

Данный раздел – общий для углепластиков, базальтопластиков, стеклопластиков и других композитов. Будем наполнять его разнообразными сведениями об этих материалах. Организуем их полезную друг для друга перекличку. Пусть публикуемая здесь информация послужит рождению новых идей и созданию новых производств.

Начинаю с видео «Беседа с Ермиловым А.С., 02.01.2022 г.».

2 января 2022 г. записал на видео беседу с доктором технических наук, профессором Ермиловым Александром Сергеевичем. Это наш пермский, выдающийся специалист в области полимерных композиционных материалов, специальной технической химии и твёрдотопливного ракетного вооружения. Очень умный человек, с добрым юмором, с ним всегда приятно общаться.
Я пришел с таким вопросом: «Александр Сергеевич, скажите, пожалуйста, приходилось ли Вам работать с углеродным волокном, если да, то в каком году это произошло, когда оно появилось в Пермском крае, какие изделия из него делали?».
Общались в часовне, которую они с сыном установили на своем жилом участке. Разговор длился полчаса, видео скоро опубликуем.
Снежно-волшебно у них (см. фотографии ниже).




https://youtu.be/EMXItXJ7xrM
IMG_8047.JPG (1.31 МБ)
IMG_8014.JPG (820.49 КБ)
IMG_8031.JPG (742.76 КБ)
IMG_8021.JPG (1.58 МБ)
IMG_8002.JPG (1.51 МБ)
Огарышев Сергей Иванович. Консультант, автор и владелец сайта basalt-online.ru. Издатель и директор отраслевого журнала «Базальтовые технологии». +7 902 47–322–21 (Telegram, WhatsApp, Viber), sergey@ogaryshev.org
 
Новая встреча с Ермиловым А.С. 2 февраля побывал у него в гостях вместе с супругой. Это был важный день в моей жизни. Я впервые ясно и окончательно понял откуда в Пермском крае взялись и хорошо развиты производства стеклопластиковых труб. От ракет.
На одной из фотографий Александр Сергеевич держит в руках книгу о своей жизни и научно-технической деятельности «А.С. Ермилов. 60 лет в науке и технике», на ее задней обложке размещена фотография пуска ракеты комплекса ПВО–ПРО «Антей-2500» – «С-300В». Он принимал активное участие в разработке твердотопливных ракет этого комплекса, за что в 1984 году Министерством машиностроения СССР ему был выделен автомобиль «Волга» (ГАЗ-24-02). Ракета комплекса полностью сделана из стеклопластика, кроме сопел, они углепластиковые. Нет ни одной части из металла, кроме электроники.
Привожу фрагменты текстов из двух книг о событии, произошедшем в конце 1959 года под Пермью (тогда – город Молотов), ставшим важнейшим для страны:
«30 декабря 1959 года. Впервые в Советском Союзе был снаряжён крупногабаритный ракетный двигатель на твёрдом топливе (РДТТ). Это произошло в одном из опытно-промышленных зданий Пермского порохового завода имени С.М. Кирова, расположенного в Кировском районе города, в посёлке с миловидным названием – Закамск. Впервые в мировой практике методом непрерывного литья под давлением на созданной установке с дистанционным управлением и автоматизацией каждой технологической операции было переработано несколько тонн нового мощного вида порохов.
Непосредственное научно-техническое руководство процессом формования скреплённого с корпусом двигателя твёрдотопливного заряда на первом отечественном смесевом твёрдом ракетном топливе (СТРТ) осуществляла Евгения Гавриловна Романова…

А в это время в Соединённых Штатах Америки полным ходом проходили лётные испытания межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Минитмен-1» шахтного базирования и баллистической ракеты среднего радиуса действия «Поларис-1А» для вооружения первой в мире атомной подводной лодки (АПЛ) – «Наутилус».
Между тем в СССР военные и главные конструкторы стратегического оружия, связанного с ядерными боеприпасами, продолжали отдавать преимущество ракетным двигателям на жидком топливе.
Американцы первыми осознали кардинальное преимущество всех видов ракетного вооружения на новом виде порохов – смесевом твёрдом ракетном топливе.
Это – высокая надёжность при эксплуатации и постоянная боевая готовность РДТТ сродни патрону автомата Калашникова.
Первым «дрогнул» в установившемся мышлении С.П. Королёв как Главный ответственный конструктор не только космических систем, но и ракетно-ядерного оружия стратегического назначения.
В начале 60-х годов прошлого столетия он дважды посетил Закамск, расположенный в 25 километрах от Перми.
Легенда гласит так: в радиоэфире... «как сообщили из достоверных источников в Москве корреспонденту радиостанции «Голос Америки», ракетчик № 1 в СССР Сергей Королёв недавно посетил деревню Закамск вблизи города Молотова с целью ознакомления на месте с промышленной технологией производства крупногабаритных ракетных двигателей на твёрдом топливе».

Из книги «Прощай, Россия! Суждение научного инженера наедине с собой» (А.С. Ермилов. Пермский государственный технический университет, 2005).

«Почти 60 лет тому назад впервые в нашей стране на созданной сотрудниками НИИПМ совместно с заводом имени С.М. Кирова опытной установке смесевым твердым ракетным топливом был заполнен корпус изделия стратегического назначения «ТЕМП» – первого представителя ракетных двигателей на СТТ. С этого, казалось бы, частного технического события в нашей стране началась эпоха создания и поставки для Советской Армии и Военно-морского флота новейшего ракетного вооружения, основой которого стали РДТТ – ракетные двигатели на смесевом твердом топливе. Впервые на практике были опробованы оригинальная технология и уникальное технологическое оборудование, отсутствие которых серьезно тормозило разработку ракетных систем нового поколения.
В тот декабрьский день 1959 года руководство первым промышленным пуском лично осуществляла начальник лаборатории НИИПМ, кандидат технических наук Евгения Гавриловна Романова, 100 лет со дня рождения которой мы отмечаем в этом году. Евгения Гавриловна не просто осуществила этот первый замечательный пуск: ей предстояло разработать неизвестную в мире технологию переработки топливных масс, совместно с конструкторами создать новые виды технологических аппаратов – смесителей непрерывного действия, аппаратов дозирования и систем обеспечения безопасного процесса изготовления изделий. Как оказалось впоследствии, это новое, «революционное» направление порой преподносило автору не только успех и известность, но и горькие «пилюли», напрочь разрушая все ранее созданное – оборудование, оснастку, изделия, а иногда даже здания и сооружения.
Одновременно с разработкой технологии СТТ под руководством Евгении Гавриловны Романовой на основе тиокола, простых и сложных полиэфиров создавался совершенно новый класс твердых ракетных топлив, обеспечивающих требуемые тактико-технические характеристики новых РДТТ.
Е.Г. Романова оказалась в самой гуще событий тех лет, в замечательной плеяде ученых-первопроходцев – таких, как А.М. Секалин, Д.И. Гальперин, Л.Н. Козлов, В.В. Мошев, М.В. Фастовец, Н.Г. Рогов и многих других сотрудников НИИПМ, волею судеб оказавшихся в то время «на острие атаки» и успешно справившихся с поставленной перед ними сложнейшей задачей.
Сегодня особенно впечатляет невероятный темп выполненных работ – 2,5 года от начальной идеи до разработки и изготовления промышленной заводской установки (с последующим внедрением 14-ти таких установок на всех предприятиях отрасли). Вот это была работа! И ее с упорством и достоинством выполнили люди, о которых мы часто вспоминаем с огромным уважением и большой благодарностью за все ими созданное.
Многие из соратников и учеников Е.Г. Романовой до сих пор продолжают эффективно работать на предприятиях пороховой отрасли. Созданная Е.Г. Романовой кафедра «ТПМП» («Технология полимерных материалов и порохов») в Пермском политехническом университете (сейчас ПНИПУ) и сегодня продолжает функционировать и пополнять ряды ученых и производственных специалистов НИИПМ, Пермского порохового завода и других предприятий аналогичного профиля».

Голубев Андрей Евгеньевич, генеральный директор АО «Научно-исследовательский институт полимерных материалов», кандидат технических наук, член-корреспондент РАЕН, советник РАРАН.

Из книги «Е.Г. РОМАНОВА. Ученый. Организатор. Педагог» (АО «НИИПМ», 2016).


Евгения Гавриловна Романова, о которой говорится в этих текстах – мама Александра Сергеевича. Прилагаю ее черно-белую фотографию из книги «Прощай, Россия!».

Такие люди не могут не вдохновлять нас на трудовые подвиги!

Александр Сергеевич очень интересный рассказчик, поэтому мы снова записали на видео беседу с ним. Постараемся скоро показать.
0043.jpg (734.12 КБ)
IMG_8579.JPG (835.62 КБ)
IMG_8589.JPG (798.19 КБ)
IMG_8593.JPG (1.05 МБ)
IMG_8596.JPG (992.04 КБ)
IMG_8597.JPG (848.08 КБ)
IMG_8608.JPG (870.8 КБ)
IMG_8610.JPG (911.71 КБ)
IMG_8617.JPG (871.88 КБ)
Огарышев Сергей Иванович. Консультант, автор и владелец сайта basalt-online.ru. Издатель и директор отраслевого журнала «Базальтовые технологии». +7 902 47–322–21 (Telegram, WhatsApp, Viber), sergey@ogaryshev.org
 
Корпус яхты «Цесаревич» пермских скаутов после реконструкции будет из стеклобазальтопластика

«Новый композит даст повышенную скорость формовки, меньшую стоимость конструкции, значительно лучшую ударную вязкость и трещиностойкость», – сообщил Владимир Ермилов, консультант скаутов по строительству новой яхты. До недавнего времени в плаваниях Владимир был капитаном «Цесаревича», теперь ему на смену подрос капитан из команды ребят – Данил. На фотографиях показан старый «Цесаревич», превращенный в болванку для изготовления нового корпуса легендарной яхты. Реконструкция судна поддержана Фондом президентских грантов.

Владимир попросил меня посодействовать в покупке фибры из базальтового непрерывного волокна. Я с радостью подключился к делу. Но купить фибру оказалось делом не простым. Ее попросту нигде нет. Конечно же, я обратился напрямую к производителям, большое спасибо всем, кто оказался неравнодушен. Первым откликнулся Багманов А.Р., директор Завода базальтовой теплоизоляции «WATTAT» под Казанью. Он предложил фибру по невысокой цене, но оказалось, что не подходит замасливатель. Далее откликнулся Громков Б.К., один из создателей производства БНВ в Великом Новгороде. Борис Константинович тоже предложил низкую цену, но покупка фибры сорвалась в самом конце по причине того, что завод временно не работает. В итоге фибру купили в знаменитом «Каменном Веке» (г. Дубна, Московская обл.), все было сделано безупречно и очень быстро, за что сердечно благодарим компанию, и, в частности, менеджера Смирнова С.А. Фибра «Каменного Века» показана на фотографиях, они сделаны 15.02.2022 г.

Коротко о яхте «Цесаревич» и пермских скаутах. Это настоящие герои. Это будущие Фёдоры Конюховы. Вот какие плавания они совершили.

2013 г.: Пермь – Таганрог – Пермь; 6000 км; 1,5 месяца.
2014 г.: Пермь – Соловецкий монастырь – Пермь; 6500 км; 1,5 месяца.
2015 г.: Пермь – Севастополь – Пермь; 7500 км; 2 месяца.
2016 г.: Пермь – Кронштадт – мыс Канин Нос – Пермь; 7000 км; около 2 месяцев
2017 г.: Пермь – Таганрог; 3200 км; 3 недели.
2020 г.: Таганрог – Пермь; 3200 км; 3 недели.

Общая протяженность только крейсерских (дальних) маршрутов 33 тыс. км. Для сравнения: пробег подобных яхт в навигационный период в настоящее время в нашей стране составляет 200–500 км и за пределы своего края выходят единицы, а с детскими экипажами подобных учебно-тренировочных походов практически никто не осуществляет.

Приглашаем всех в их группу ВКонтакте: Детская судостроительная артель «Цесаревич» https://vk.com/cesarevi4

Прилагаю слайды презентации Пермских морских скаутов. Пожелаем нашим друзьям больших успехов, и ждем похода стеклобазальтопластикового «Цесаревича» по маршруту Пермский край – Карелия – Пермский край летом 2022 года!
IMG_8862.JPG (1.26 МБ)
IMG_8872.JPG (1.24 МБ)
IMG_8860.JPG (1.43 МБ)
ДСАЦ_13.jpg (535.14 КБ)
ДСАЦ_12.jpg (859.29 КБ)
ДСАЦ_10.jpg (643.78 КБ)
ДСАЦ_07.jpg (448.22 КБ)
ДСАЦ_08.jpg (879.12 КБ)
ДСАЦ_06.jpg (870.16 КБ)
ДСАЦ_11.jpg (556.6 КБ)
ДСАЦ_09.jpg (900.18 КБ)
ДСАЦ_01.jpg (261.16 КБ)
ДСАЦ_03.jpg (1.23 МБ)
IMG_8887.JPG (1.55 МБ)
IMG_8880.JPG (1.1 МБ)
Огарышев Сергей Иванович. Консультант, автор и владелец сайта basalt-online.ru. Издатель и директор отраслевого журнала «Базальтовые технологии». +7 902 47–322–21 (Telegram, WhatsApp, Viber), sergey@ogaryshev.org
 
Цитата
Сергей Огарышев написал:
 Корпус яхты «Цесаревич» пермских скаутов после реконструкции будет из стеклобазальтопластика

«Новый композит даст повышенную скорость формовки, меньшую стоимость конструкции, значительно лучшую ударную вязкость и трещиностойкость», – сообщил Владимир Ермилов, консультант скаутов по строительству новой яхты. До недавнего времени в плаваниях Владимир был капитаном «Цесаревича», теперь ему на смену подрос капитан из команды ребят – Данил. На фотографиях показан старый «Цесаревич», превращенный в болванку для изготовления нового корпуса легендарной яхты. Реконструкция судна поддержана Фондом президентских грантов.

Владимир Ермилов, первый капитан «Цесаревича», является внуком Евгении Гавриловны Романовой, под руководством которой под Пермью 30 декабря 1959 года впервые в Советском Союзе был снаряжён крупногабаритный ракетный двигатель на твёрдом топливе (событие национального масштаба). Вот такие переплетения и повороты Судьбы.

В конце лета 2019 года он подарил мне икону святого праведного Феодора Ушакова, адмирала флота Российского, открутив ее с яхты «Варяг», которая показана на фотографии.

Приглашаем всех в его группу ВКонтакте: Пермская Дружина во имя святого Феодора Ушакова https://vk.com/pd.svfeodor
IMG_9351.JPG (1.47 МБ)
IMG_9344.JPG (1.19 МБ)
Огарышев Сергей Иванович. Консультант, автор и владелец сайта basalt-online.ru. Издатель и директор отраслевого журнала «Базальтовые технологии». +7 902 47–322–21 (Telegram, WhatsApp, Viber), sergey@ogaryshev.org
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)
Новое из блогов
В блоге пока нет сообщений